Как стать востребованным гитаристом? Николай Сарабьянов, Therr Maitz, Баста, TigerCave
![](/upload/iblock/be5/bariln22g3vofknw88xvloo5k0w36hg7.webp)
Сегодня Николай Сарабьянов, один из топовейших, востребованных гитаристов России рассказал нам, что нужно делать, чтобы стать как он. Сейчас Николай работает в группах Therr Maitz, Баста и TigerCave, мы задали ему несколько вопросов.
Какими качествами нужно обладать, чтобы попасть в популярную группу?
Когда приходишь в коллектив, ты садишься и играешь, твои профессиональные навыки в этот момент – это самое главное. Если всем остальным нравится, как ты играешь, то ты остаешься, поэтому человеческие качества уходят на второй план.
А что нужно артисту, чтобы понравиться коллективу? В первую очередь, мне кажется, это умение аккомпанировать и играть в ансамбле, а во вторую очередь, это понимание той музыки, в которой ты находишься, стиль, который нужно здесь показывать, вкус какой-то. Не перебарщивать, не играть соло в каждом удобном и неудобном месте, чувствовать свою громкость. Нужно понимать некоторые тонкости аккомпанемента, например не играть бас, когда басист уже занимает нижнюю тесситуру.
Ты приходишь в группу, или тебе присылают демо. Ты слушаешь эту музыку и понимаешь, что это какой-нибудь стиль. Я играл в совершенно разных стилях, начал я вообще с группы МЭD DОГ, это была моя первая профессиональная группа, мне было 19 лет. Конец девяностых – начало двухтысячных, гранж-группа. Начал я прямо с такого лютого рока, там не приходилось думать ни о каких тонкостях аккомпанемента, все играли со всей дури по всем струнам на дисторшн.
Потом я стал работать с Анатолием Герасимовым, это джазовый сакфсофонист, который жил 10 лет в Нью-Йорке и в 8 лет в Париже, играл в оркестре Дюка Эллингтона, потом работал с Джоном Скофилдом. Я начал с ним работать и получил огромный опыт, с ним играли самые лучшие музыканты Москвы. Тогда я был совершенно зеленый, ничего не понимал, лажал, мне всё время говорили, что и как нужно делать.
Теперь я могу сказать, если ты занимаешься джазом, то тебе все стили открыты. Это универсальное знание гармонии и различных ритмических рисунков. Поэтому, если ты хочешь заниматься игрой в коллективах, я бы посоветовал тебе начать с изучения джаза, с изучения игры разных гитаристов в этом стиле.
Далее, если есть цель зарабатывать деньги на музыке, то можно играть и поп и рок. В каждом стиле есть элементы джаза, сам образ применения этих элементов в том или ином стиле – дело каждого музыканта или артиста. Поэтому очень важно понимать, где и что нужно делать. Если ты хочешь играть в разных коллективах, ты должен уметь играть в разных стилях.
Я играл с Ириной Богушевской, там была и босанова, и романсы, и фокстрот, и регтайм, и джаз, навыки в любом из направлений вам помогут, так или иначе. Сейчас я играю с Бастой, там нужно играть очень ровно, очень просто и нельзя добавить ничего лишнего, это хип-хоп и он требует именно такой игры. В Therr Maitz у нас гигантская палитра, у меня большой педалборд, там я занимаюсь «дизайном» звука, нажимаю какой-нибудь аккорд и дальше ручками кручу delay, реверс включаю, и всё это летает по залу.
Такие приемы я использую не во всех песнях, в каких-то присутствуют элементы джаза, рок-н-ролла, фанка; всё это нужно изучать по стилям: брать фанковых гитаристов и учить паттерны, потом из этого делать что-то своё; брать джазовых – снимать аккомпанемент, изучать, как они раскладывают гармонии и так далее.
Очень важный момент – сольфеджио. Мне повезло, я учился в музыкальной школе 10 лет, туда меня отправила моя бабушка, она была профессиональным музыкантом, преподавала в Гнесинке хоровое дирижирование, она сразу поняла, что у меня есть слух. Бабушка отправила меня в сильную музыкальную школу, и там я так изучил сольфеджио за 10 лет, что в институте мне совершенно нечего было делать. Сольфеджио очень сильно помогает. Допустим, ты хочешь что-нибудь подобрать, ты слышишь мелодию, и не знаешь, как это сделать, здесь сольфеджио пригодится.
Автор музыки, которую ты играешь на выступлениях, сидел и корпел над нотами, создавая мелодию и оранжировку, ему важны партии, которые он написал. Ты должен не просто сыграть их, но и предложить ему ещё что-нибудь подходящее в этом стиле, до чего он сам бы не додумался. Ты просто берёшь стиль и добавляешь что-то своё, это очень круто, музыканты всегда приветствуют творческий подход. Играть то, что сказали и привносить своё в этом стиле – главное качество профессионального музыканта.
Часто ли тебе приходится идти на компромиссы в работе с артистами?
Я просто стараюсь не работать с коллективами, где меня что-то не устраивает, у меня есть возможность выбирать, и я играю там, где мне нравится. Конечно, такое много раз было, я играл с разными артистами, приходилось играть разную музыку, но сейчас я стараюсь делать то, что мне нравится, я считаю, что это очень важно.
Считаешь ли ты полезным такой опыт?
Конечно это полезный опыт, как армия, ты должен научиться делать это в любом случае, в любой ситуации. Это тебя закаляет, развивает. Мне кажется, нужно уметь делать любую работу, а далее уже развиваться и делать то, что тебе нравится. Сразу это и не получится, скорее всего.
Как развиваться, чтобы в короткий срок достигнуть максимального результата?
Я думаю, нужно определиться с несколькими стилями, пусть их будет 5 или 6. Вот с чего можно начать молодому гитаристу:
- Блюз
- Пентатоника
- Все гаммы во всех позициях
- Джазовые стандарты, штук 50
- Фанковые рифы
- Роковые рифы
- Импровизация
Можно перечислять бесконечно, но в короткий срок так или иначе не уложиться в любом случае. Даже если ты не собираешься играть разнообразную музыку, нужно отточить всё то, что ты собираешься играть до такой степени, чтобы звуки отлетали с искрами от струн.
Всё зависит от цели, вряд ли 16-ти летний парень скажет – «Я знаю свою цель. Я хочу то-то и то-то», обычно никто так не определяется. По-хорошему нужно ставить себе цель, например – «Я хочу стать рок-звездой». Заставляешь своё рабочее место и ближайшие вертикальные поверхности мотивирующими плакатами и визуализируешь. Ну и дальше расписываешь по дням, сколько ты должен заниматься и когда. Если ты хочешь быть супер солистом – занимайся этим и тренируйся, хотя, как правило, в работе это пригождается очень редко и всю «крутость» оценят только музыканты.
Весь мой путь занял много времени. Я довольно ленивый человек, никогда себя не заставлял заниматься, но, с другой стороны, тогда я и не знал, чем заниматься. Я делал то, что мне хотелось.
У современных начинающих музыкантов есть огромное преимущество – интернет, где много дядек-гитаристов рассказывают, как и что нужно делать, раньше такого не было. Мне повезло со слухом, поэтому я мог снимать аккорды прямо с музыканта на видеокассете. Очень важный момент – нужно научиться читать цифровки, это достаточно просто. Теперь, чтобы выучить фразу, не нужно миллион раз перематывать запись на магнитофоне, достаточно запустить браузер.