Нужна ли теория музыки?
Теория музыки, музыкальное образование — необходимо ли оно, мешает ли оно, как к нему подступиться и можно ли от него полностью абстрагироваться — об этом и около того пойдёт речь в этой статье.
Да не нужны истинному творцу эти законы, во сне мелодия пришла! Да, хорошо быть гением в чьих-то глазах, или хотя-бы в своих собственных, но всё не так просто, если разобраться, и это как раз то, что мы сейчас сделаем.
О важности теории музыки распространены два полярных и одинаково плоских мнения:
-
Истинному таланту не нужны никакие законы и вообще знание теории музыки может даже лишить тебя уникального видения и станешь ты неинтересным. А вот Пол Маккартни или ещё какой великий песнописец или продюссер нот не знал, и всё равно великий.
-
Если ты не образован как музыкант, то ты и вообще не музыкант. Хирурга же не пускают людей резать без образования, а ты чего, самодеятельность? Или обращённое к самому себе мнение: «Ну не могу я песни писать, я же не знаю, как аккорды разрешаются и в каком департаменте эти разрешения выдают».
Как обычно, где-то между этих полярных мнений находится пространство, где можно докопаться до чего-нибудь интересного и получить более объёмный взгляд на те же самые яйца. Первое, куда будем копать — это понимание теории музыки как закона.
Закон или закономерность
Тут уже сразу развилка и почва для недопониманий, потому что словом «закон» мы называем очень разные по своей природе вещи.
-
Первый вариант — это закон как правила игры. К примеру — Конституция. Собралась группа людей, община, государство, и решили в какой-то момент: «Ребят, давайте, чтобы нам не в хаосе жить, договоримся о правилах, которым все дружно будем подчиняться». Конституция — это синтетическая конструкция, которой в природе не существует, и нарушение этого закона ведёт к предусмотренным этим же законом наказаниям или исключению из игры. В этом случае закон это часть упорядоченного им феномена, и, если нет конституции, то и нет конституционного государства.
-
Другой вид закона — это попытка человека понять и объяснить как работает нечто не рукотворное. Психология, например. Человек пытается назвать, понять как работает психика, объединить в какие-то системы, влиять на то, как это работает. Но даже если психология исчезнет, растворится как дисциплина, то сама психика продолжит существовать и не будет особо париться по этому поводу. В этом случае абсолютно понятно где курица, а где яйцо — феномен первичнее, чем закон.
Теория музыки — это глобально не столько законы, которым мир звуков подчиняется, а попытки людей, который этот мир звуков любили, разобраться как он работает, разобраться как работает его восприятие, и всё это знание как-то систематизировать, чтобы конвертировать красоту из чувства в информацию, а потом эту красоту из информации можно было воссоздать, повторить, приумножить, развить, передать другому.
Первый вид закона, который как конституция, естественно присутствует в музыке. Например, как законы устоявшихся жанров. Если я хочу написать вальс, то мне нужно написать музыку в ¾, потому что это танец, который нужно под эту музыку танцевать. Даже гармонически и мелодически я могу переборщить так, что произведение будет восприниматься не как вальс, и мне скажут: «Слушай, это у тебя какой-то «нео прогрессив» вальс».
Карта мира звуков
Попадаем мы в мир звуков, вот он такой классный и сказочный, мы его исследуем, мы экспериментаторы. Мы рисуем свою творческую карту этого мира и это огромный кайф. Если нам важен не только процесс, но и результат, то будет глупо не воспользоваться картами тысяч исследователей, которые раньше нашего были в этом мире и тоже много чего нашли. На их картах можно увидеть место, где в особенности здорово и побыть там, либо отправиться в дальние дебри, в которых мало кто бывал.
Много ли надо знать?
Если музыка для вас — это просто арттерапия, пописать музыку просто для души, поиграть любимые песни, то вся необходимая вам теория лежит в нескольких аккордах и умении прочесть то, что вы скачали в интернете, может быть транспонировать. Всё, больше не надо парить себе мозг.
Теория музыки — это не огромный забор с колючей проволокой, но если вы отдаёте себе отчёт, что хочется признания всё-таки пошире чем круг семьи и друзей, что вы хотите зарабатывать этим деньги, стать музыкантом, то, ясное дело, вашим песням и композициям нужно конкурировать с работами серьёзных музыкантов, посвятивших этому жизнь, и они тоже талантливые парни и девчонки. Вам нужно быть либо супер талантливым, чтобы их всех уделать, либо у них фора, а вы, со своей самодельной картой мира музыки, просто курите бамбук.
Тут не надо пугаться, ведь Вам не нужно выучить всё, что когда-либо писали о музыке. В рамках вашего жанра существуют вещи, которые Вам необходимо понимать, которые позволят Вам работать быстрее, с большим кайфом, и, когда нет вдохновения и настроения — просто делать добротно, так, как принято во всём мире, это тоже нормально.
Если вы знаете что-нибудь, что не входит в рамки жанра, в котором вы планировали работать, то это всё тоже не пропадёт. Мозг — хитрая штука, всё равно это отразится на вашей музыке, и таким образом будет складываться ваш личный почерк, узнаваемость, это классный процесс.
Мы разобрались с вопросом «Зачем?», следующий вопрос - «Как?» Тут особенно интересный момент — почему теория музыки это такой настолько невыносимо скучно?
Скукота. Скукотень. Скукотииища
Мне скучно, когда мой предмет изучения никак не радует меня в процессе и никакой радости мне в перспективе не сулит. Психика реально не понимает зачем ей это надо, и зачем ей сейчас вдруг включаться активно как-то, разве что боязнь люлей от преподавателя или мамы, но страх так себе мотиватор, он мешает мозгу аутентично заинтересоваться процессом.
Это одна из основных проблем нашего образования, она написана на лицах и у современных школьников, в особенности это видно у тех, кто закончил музыкальную школу и будто бы ничему и не научился особо. То есть никак не развивается понимание, как конкретная информация поможет добиться желаемого в жизни.
Здравствуй…. Я сольфеджио
Урок сольфеджио, диктант пишем. Можно относиться к этому так — сейчас звучит эта дурацкая мелодия, я попытаюсь её запомнить, потом я попытаюсь записать её на нотном стане, и потом я свободен, а вообще я хочу кататься на скейте и тискать девчонок.
Вообще-то диктант — это комплексное упражнение на несколько групп музыкантских мышц:
-
во-первых я развиваю свой слух, различаю интервалы или тембры, в зависимости от типа диктанта
-
во-вторых я тренирую свою слуховую память, я запоминаю мелодию от начала до конца
-
в-третьих я шлифую свой навык по записыванию длительностей и нот на лист.
Все эти три мышцы очень нужны в музыкантской жизни, потому что музыка — это язык. Если я плохо понимаю, что мне на нём говорят, если я плохо запоминаю речь и при этом не могу никак записать даже то, что мне самому в голову приходит, то разве смогу я стать оратором, лектором или вроде того?
Вот занимается человек в спортивном зале, там всё понятно. Он становится здоровее и красивее, что ощутит на себе. Он сразу же около зеркала селфанётся и уже сатисфакцию какую-то получил.
С сольфеджио такого быстрого кайфа конечно же не наступит, но наступит момент, когда Вы либо можете, либо не можете:
-
быстро сыграть или записать, то, что пришло Вам в голову
-
услышать, что играет человек, с которым Вы музицируете, и подстроиться под него
-
не тупить, убивая весь творческий поток, когда вы работаете в команде, а быстро соображать и реализовывать какие-то идеи
Если Вы работаете с человеком, который сам этого не умеет, а Вы схватываете на лету его мысли и оформляете их в музыку — Вам нет цены.
Хорошие «звукари», которые пишут вокалистов, всегда очень сильно влияют на конечный продукт. Казалось бы, Rec-Stop-Rec-Stop – ничего подобного. Если я слышу, что происходит в музыке, слышу где и какой косяк, какую ноту не спел вокалист и какую надо спеть — я очень сильно помогаю. «Не пой плохо, пой лучше!» — такого нет. Если и вокалист музыкально образован, то возникает связь, мы можем эффективно работать.
Обратная ситуация — я оказался в комнате с интересным музыкантом, мы начинаем что-то вместе играть, вроде здорово, из этого может что-то родиться. В какой-то момент он говорит: «Не, там пониженная квинта», и я начинаю искать эту пониженную квинту, что-то пытаться сообразить…. и всё.
Самоучка «за» и «против»
Сольфеджио — это штука хорошая. И есть разные подходы к этой штуке. У многих музыкантов уши развиваются в процессе игры и занятий, но без системного подхода с диктантами и прочими упражнениями. Чем это хорошо? Это очень органично, ты что-то решаешь в реальной задаче, в тебя это хорошо заходит, ты узнаёшь именно то, что тебе нужно. Минус один и огромный — это очень-очень медленно.
Можно пойти в зал, нанять тренера и употреблять спортивное питание, а можно наняться грузчиком и таскать тяжёлые предметы. За пару лет ты окрепнешь, если спину не сорвёшь, но это не сравнимый результат.
Рекомендация — использовать несколько усреднённый способ. Не браться за зубрение всего подряд непонятно для чего, а изучать то, что точно необходимо и может превратиться в реальное действие прямо сейчас, но с системным, более серьёзным подходом.
Целься честно
Нужно осознать и сформулировать свои задачи. «Хочу стать крутейшим музыкантом» - это не задача. «Хочу сыграть вот это произведение» - это задача. Правильные вопросы: «Что именно у меня не получается?», «Могу ли я подобрать это на слух?», «Как я смогу писать музыку в таком жанре?», «Может быть я посмотрю другие произведения этого же автора, чтобы понять его тенденции?». Или может быть у Вас задача стать самым популярным парнем с гитарой во дворе, что Вам реально нужно научиться играть в этом случае и как?
Нужно сформулировать цель максимально честно, чтобы она резонировала с вашим нутром, даже если она какая-то дебильная и Вам за неё стыдно. Если это будет правильная цель, навязанная сверху или сбоку, она не будет будоражить ваш дух
Педагог или училище
Бывает сложно понять, какие реальные шаги ведут к цели. Здесь Вам может помочь знакомый музыкант, литература или педагог. Педагоги очень любят людей, которые знают, чего они хотят и готовы этого добиваться, огромное удовольствие им помогать. Нужно иметь собственный запал, который смогут раздуть хорошие педагоги, этот же принцип работает и в серьёзных музыкальных учреждениях. Если Вы овощ, то Вы выйдете из такого учреждения фаршированным овощем. Безусловно, Вы многое там получите, но это лишь малая-малая доля того, чего бы вы могли получить.
Теория и опыт
Теория музыки — это не камень преткновения и не единственный способ придти к успеху. Теория музыки — это информация, это не внутреннее знание и чувство как же делать красивую музыку.
Есть большой сочный апельсин. Если мы переработали его в некий оранжевый порошок, то в общем-то в этот порошок заключён апельсин, но он не есть апельсин и не апельсиновый сок.
Если ты делаешь какую-то музыку, и плохо понимаешь что в ней происходит, то у тебя всё-таки есть эта музыка и есть опыт. Но если ты только очень много учишь и очень много знаешь о музыке, и при этом ничего не делаешь, то на твоём счету пока 0. Когда ты дойдёшь до опыта, ты всё равно начнёшь с нуля, и тебе придётся перепонимать и перепознавать всю эту теорию на практике.
Когда информации намного больше, чем опыта, то она даже начинает тяготить, она мешает тебе нормально получить опыт. Ты начинаешь преданализировать вещи, которые сначала нужно почувствовать.
Человек, который никогда в жизни не влюблялся, читает серьёзную психологическую художественную литературу про любовь, чего-то там себе понимает, воображает, но это обращено непонятно в какой космос. Ты сначала влюбись разок, криво-косо, с трагическим концом, а потом ты откроешь книги и всё оживёт.
Возможно ли «не знать ноты»?
Момент, который нельзя пропустить — Пол Маккартни, который не знал нот и писал шедевры. Это полная пропагандистская чепуха. Если человек не умеет читать и писать чёрную икру на нотном стане — это не значит, что он не знает ноты, он не владеет одним из способов их записи.
Он ставит палец на гриф, дёргает — звучит нота, ставит на другой лад дёргает — звучит другая нота. У него в голове откладывается воспоминание, потом он прогнозирует что и как будет звучать. Он запоминает, как ему нравится, а как ему не нравится. Он создаёт в своей голове небольшую кастомную теорию музыки, которую умные дяди задолго до появления любого «незнающего ноты» красиво описали и объяснили.
Музыка — это язык. Если ты не владеешь одним из способов его написания, то ты всё равно на нём мыслишь, ты его слышишь, ты его понимаешь. Ты рисуешь свою карту музыкального мира, которая в конечном счёте точно такая же, как та, которую создали задолго до тебя.
Что в этом хорошего? Ты больше экспериментируешь, и это важный момент.
Эксперимент
Когда ты знаешь, как надо, есть риск немного выключить уши, и тогда ты некоторым идеям даже шанса не даёшь, просто потому что знаешь, что так не делают. Человеку, который уже знает, что в музыке работает, а что не должно, нужно иногда просто брать и тыкать ноты наугад как ребёнок. Во-первых потому что это интересно и весело, во-вторых ты можешь наткнуться на какие-то вещи, которые ещё не проходил. Потом разберёшься, почему они тебе понравились, но уже сейчас они доступны.
Важно иметь приоткрытое сознание, чтобы не отметать случайный звук как ошибку, а дать ему шанс выжить и превратиться во что-то красивое.
Блуждание от научного знания к мистике (получению экспериментального опыта), потом к попытке объяснить и понять этот опыт, обогатить его — это жизнь музыканта.
Выводы
Ключевые мысли всего этого потока сознания:
-
теорию музыки не надо бояться, она собрана музыкантами для музыкантов, чтобы лучше музыку понимать
-
даже не изучая теорию музыки мы всё равно запоминаем паттерны, строим догадки и рисуем собственную интерпретацию теории музыки, и мы вряд ли умнее, чем тысячи музыкантов до нас
-
знание теории не может заменить творческий энтузиазм, вкус, но может помочь воплотиться им во что-то реально дельное
-
теория без практики — мёртвая информация, изучая её задавайте конкретные вопросы и решайте конкретные задачи
-
музыкальные термины и понятия — это язык, на котором музыканты друг друга понимают, игнорировать этот язык или изобретать свой просто глупо
-
создавать музыку не имея системных представлений об её устройстве возможно, можно музицировать имея даже ложную информацию
-
неизбежная необходимость теории растёт по мере роста сложности задач, то есть написать простенькую песенку по наитию на гитаре легко, но придумать партии для группы из четырех инструментов довольно сложно, расписать партитуру для джазового бэнда или оркестра — невозможно
Сколько бы вы не знали — не переставайте экспериментировать, узнавать что-то новое и пытаться это потом понять.
При написании статьи использовались материалы из открытых источников и материалы YouTube-канала «Нескучный саунд».